Гид

9 фильмов о войне

Собеседники MediaGoods называют любимые
Текст: Наталья Рысева
Представьте себе мирное воскресенье жаркого лета 1941 года. Солнце встало рано, кое-кто отправился на рыбалку, кто-то на дачу, раскинувшись на кроватках, спят малыши, женщины потихоньку поднимаются и начинают хлопотать на кухне. Где-то высоко в небе щебечет жаворонок… Совсем скоро, буквально через несколько часов, из громкоговорителей на улицах и чёрных радиотарелок в домах прозвучит голос члена Политбюро Ц К ВКП (б) Вячеслава Молотова: «Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну…».
Нельзя без эмоций думать об этом. Нельзя даже представить, через что прошли люди нашей огромной страны. Откуда нам знать? Из рассказов ветеранов, бабушек и дедушек, из книг и песен. Из кино… Сегодня в подборке онлайн-журнала MediaGoods 10 фильмов о войне, ставших для каждого из наших собеседников той самой правдой, пусть и в художественной обработке, которая не даёт забыть и очерстветь душой. Каждый из участников нашего обзора выбрал три любимых картины.

1
В бой идут одни старики (1973)
Киностудия имени А. Довженко
Режиссёр Леонид Быков
Рассказ о «поющей эскадрилье» наполнен юмором, песнями, летним сочным воздухом и героями, которым нельзя не сопереживать. Капитан Титаренко принимает в свою лётную команду пополнение. Словно дирижер, прислушивается к каждому новобранцу из военного, ускоренного до предела, выпуска, словно проверяя на чистоту звучания. «Желторотикам» предстоит совсем скоро стать «стариками» и вступить в бой с немецкими асами. И вроде бы вот она – «Смуглянка», и вот она – любовь. Но песня обрывается на самой пронзительной ноте, как обрываются жизни юных и опытных лётчиков. Леонид Быков, режиссёр, сценарист и исполнитель главной роли, сплёл воедино реальные факты и судьбы, возможно, именно поэтому фильм производит такое сильное впечатление.
Фильм моего детства. Каждый раз пересматриваю и понимаю, насколько органично, точно, сильно, пусть и с большими художественными допусками, сделано это кино. Люблю Леонида Быкова, знаю, что он пытался сам поступить в лётное училище, приписав себе несколько лишних лет, но не вышло. А Макарыч, техник Маэстро актёр Алексей (Макарович и в жизни) Смирнов, прошёл войну и награждён орденами Славы. И каждая эмоция их персонажей – правда.
Наталья Рысева
главный редактор онлайн-журнала MediaGoods

2
Ладога (2014 / сериал)
Кинокомпания «Мармот-фильм»
Режиссёр Александр Велединский
1942 год, в блокадный Ленинград необходимо любыми путями доставлять продукты, медикаменты и другие важные грузы. Впрочем, путь известен — это «Дорога жизни», проходящая по неверному льду Ладожского озера. Мини-сериал рассказывает о водителях полуторок, которые, рискуя собственной жизнью, везли провизию в осаждённый город, и о поисках немецкого диверсанта. Контрразведка ищет предателя среди своих, ведь по имеющимся сведениям он шофёр.
Смотрела на одном дыхании, очень сопереживала главной героине и постоянно ставила себя на её место. Да и вообще, на место людей, живших в то время. Не знаю, смогла бы забыть, как грузовик с детьми уходит под лёд. Понимаю, что это кино, но ведь не выдумка, на «Дороге жизни» люди гибли под обстрелами и в ледяной воде. Блокада Ленинграда — одна из самых страшных страниц войны.
Наталья Ситникова
руководитель набережночелнинского филиала ООО «Компания Тензор»

3

Битва за Севастополь (2015)
Кинокомпания «Новые люди», ТОВ Студія «Кінороб»
Режиссёр Сергей Мокрицкий
Фильм основан на биографии легендарной женщины-снайпера, Героя Советского Союза, лейтенанта Людмилы Павличенко (Юлия Пересильд) и на её книге «Героическая быль». Тот случай, когда реальные факты посильнее любого вымысла. Девушка ушла на фронт добровольцем, принимала участие в обороне Одессы и Севастополя, уничтожила более трех сотен фашистов. Одно её имя пугало захватчиков, а американцы прозвали Павличенко «Леди Смерть». Но самое фантастическое в судьбе Людмилы — это знакомство с Элеонорой Рузвельт и ошеломившее публику в США заявление, сделанное перед журналистами: «Мне 25 лет, на фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?».
«Битва за Севастополь» — это очень тяжелый, сильный фильм не только про лучшего снайпера-женщину Людмилу Павличенко — кумира многих, но и женщину, которая, несмотря на ужас войны, хочет любить. Настоятельно рекомендую к просмотру эту невероятную картину, которая полностью отражает характер главной героини. В украинском прокате фильм назывался «Незламна» — несломленная, несокрушимая.
Юлия Олейникова
руководитель отдела маркетинговых коммуникаций по Татарстану ФГ БКС

4

Снайпер-2: Тунгус (2011 / сериал)
«Беларусьфильм»
Режиссёр Олег Фесенко
На фронтах Северо-западного направления летом 1943 года идут бои местного значения. В воинскую часть приезжает пополнение — молоденькие девушки-снайперы, которым предстоит пройти обучение у меткого стрелка Михаила Кононова по прозвищу Тунгус (Толепберген Байсакалов). Этот снайпер попадает в глаз белке с 500 метров, но ему предстоит за короткий срок обучить своих необстрелянных подопечных, а затем вступить вместе с ними в смертельное противостояние с немецким стрелком Дальномером.
Сериал из разряда пересматриваемых. Есть в нём что-то от старых советских фильмов про Великую Отечественную, может быть, совершенно невообразимое для кого-то из моих современников стремление выполнить до конца свой долг перед Родиной и товарищами. Тема войны болезненная и близкая для меня, родители много рассказывают о ней, хотя и были тогда совсем детьми (1939 и 1941 года рождения).
Наталья Ситникова
руководитель набережночелнинского филиала ООО «Компания Тензор»

5

Два бойца (1943)
Ташкентская киностудия
Режиссёр Леонид Луков
Фильм снят по повести Льва Славина «Мои земляки» о настоящей мужской дружбе харизматичного одессита Аркадия Дзюбина (Марк Бернес) и уральского кузнеца Саши Свинцова (Борис Андреев), по прозвищу Саша с «Уралмаша». Два молодых мужчины с совершенно разными характерами и темпераментом проходят испытание войной и любовью.
За что люблю этот фильм – за превосходный актерский дуэт, за одесский говор Бернеса, за юмор и, конечно, за песни «Шаланды, полные кефали» и «Тёмная ночь». В последней, мне кажется, есть всё:

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Илья Колесников
начальник ОРК АО «КИП «Мастер»

6

На войне, как на войне (1968)
«Ленфильм»
Режиссёр Виктор Трегубович
Кинофильм снят по одноименной книге Виктора Курочкина о гвардии младшем лейтенанте Александре Малешкине, командующем экипажем самоходки. Молодой и еще фактически не нюхавший пороха командир (Михаил Кононов) пытается стать главным в маленьком коллективе, где каждый и старше, и опытнее его самого. Его подопечные то и дело попадают в неприятности, а от командования достаётся, конечно же, Малешкину. Реабилитироваться экипажу помогает бой, в котором неожиданно их самоходка оказалась на переднем крае. Очень просто, без изысков и пафоса показаны будни людей, которые уже освобождают Украину, а значит, за плечами первые, самые страшные годы войны. Бывалым солдатам уже не в новинку свист снарядов и близкие взрывы, а вот Малешкин получает боевое крещение и все-таки зарабатывает уважение своей команды.
Фильм можно любить хотя бы только за песню «По полю танки грохотали…», но не в ней суть. Это какое-то не поддающееся логике чувство доверия и к происходящему на экране не даёт переключить канал. Нельзя каждый день войны стоять с серьезным лицом и нахмуренными бровями, нужно жить. Бойцы завтракали, брились, травили анекдоты, латали гимнастерки, а потом шли в атаку и гибли. Буднично и страшно. Так вот этот полный юмора фильм не о смерти, а о жизни.
Наталья Рысева
главный редактор онлайн-журнала MediaGoods

7

Летят журавли (1957)
«Мосфильм»
Режиссёр Михаил Калатозов
Кино, ставшее откровением не только для отечественного, но и для зарубежного зрителя. Золотая пальмовая ветвь Канн тому подтверждение. Сценарий был написан по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». История влюблённых друг в друга Вероники (Татьяна Самойлова) и Бориса (Алексей Баталов), которые перед самым началом войны решают пожениться. Но Борис уходит на фронт, Вероника теряет родителей, а дальше сломанные судьбы, героизм, трусость и неотвратимость потерь. Небанальные для того времени сюжетные ходы заставляют зрителя делать собственные выводы относительно каждого персонажа, а потрясающая операторская работа по-настоящему кружит голову.
Революционный фильм, нереальная режиссёрская и операторская работа, по праву взявшая первый приз Каннского фестиваля. Художественный язык, которым рассказана трагическая история молодой любви, перечёркнутой войной, совершенно не потерял актуальности в наши дни. И война в этом фильме не просто разрушающая жизни беда, но и проверка для каждого.
Денис Нитенко
генеральный директор Делового центра «Форт Диалог»
Невероятный фильм! Черно-белые кадры проводов на войну и встречи солдат с фронта на перроне — самые яркие мои впечатления. И песня в исполнении Марка Бернеса. В детстве думала, что одним из тех журавлей был дедушка, погибший под Москвой и могилу которого мы нашли только в 1985 году.
Юлия Ахметзянова
директор фонда «Солнце внутри»

8
Они сражались за родину (1975)
«Мосфильм»
Режиссёр Сергей Бондарчук
В этом году фильму исполняется 45 лет, и это отличный повод его пересмотреть. Сергей Бондарчук экранизировал произведение Шолохова, у которого очень интересная судьба. Писалась книга очень долго, а незадолго до смерти автор сжег значительную часть рукописи. Поэтому остались и были опубликованы только отдельные главы. Но и этого материала с лихвой хватило на потрясающее кино о небольшом стрелковом подразделении, которое отступает от Сталинграда, даёт отпор немцам и оправдывается перед местным населением. Жителям деревень страшно было видеть солдат, уходящих в тыл, оставляющих мирные поля неприятелю. Как найти общий язык с селянами, как объяснить личную боль от потерь боевых товарищей, как сохранить веру в обязательную победу? Целое созвездие актёров воплотило на экране героев Шолохова. Василий Шукшин, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов, Иван Лапиков, Георгий Бурков и другие известные артисты буквально прожили свои роли. Юмор и трагические исповеди, страшные бои и синяки, полученные от женщины, не терпящей приставаний. Обычные люди в перевернутом мире страшной действительности. Максимально, насколько было это возможно в советское время, честно.
Фильм для меня примечательный не только тем, что снят по роману одного из самых моих любимых писателей Михаила Шолохова, но и серьезной, даже гениальной ролью вроде бы, как принято считать, комедийного актера Юрия Никулина, который сам прошел войну.
Денис Нитенко
генеральный директор Делового центра «Форт Диалог»
«Они сражались за Родину», на мой взгляд, — это лучшая военная драма и моя любимая. Этот фильм без излишнего натурализма, но так тонко дает нам полноценное ощущение трагедии войны. Последняя роль Василия Шукшина, трогательная до слез игра Вячеслава Тихонова. Картина уникальна по сравнению с современными — ведь некоторые актёры и сами были на той войне. Смотрела раз десять и с трепетом буду пересматривать. Фильм на века…
Юлия Олейникова
руководитель отдела маркетинговых коммуникаций по Татарстану ФГ БКС
Канонический фильм о войне. Когда он начинался по телевизору, я не мог не досмотреть его до конца. Смотрел на одном дыхании. Сцена перехода к переправе через Дон и разговор Буркова и Шукшина, окопная болезнь Никулина, седой и глухой Тихонов, Бондарчук и сапоги в госпитале — эти эпизоды невозможно забыть.
Илья Колесников
начальник ОРК АО «КИП «Мастер»
Люблю это кино из-за Юрия Никулина. Самый человеческий монолог — не бои, не техника, не красивая форма. А тоска по жене, по детям, по мирной жизни.
Юлия Ахметзянова
директор фонда «Солнце внутри»

9
А зори здесь тихие (1972)
Центральная Киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Режиссёр Станислав Ростоцкий
Старшина Федот Васков ждёт пополнение во взвод зенитчиков, расположенный в тылу. Он просил у начальства непьющих бойцов, ему прислали молоденьких девушек-добровольцев. У каждой за спиной своя история из мирной жизни, непростой характер и судьба. Старшина и его подчинённые притираются друг к другу, а потом сталкиваются с серьезной опасностью — немецкие диверсанты орудуют в тылу и их обязательно нужно обезвредить. Бесконечно прекрасная карельская природа становится безучастным свидетелем схватки горстки неопытных зенитчиц и фашистов. Героини повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие» не выжили, их экранные двойники — тоже.
Я люблю этот фильм за потрясающие женские образы. Какая сила духа должна быть у девушек, чтобы они добровольно отправились на фронт! Для меня их участие в войне, их героизм — это сила слабых. Они сражались, пытались выжить и уходили непобежденными.
Наталья Ситникова
руководитель набережночелнинского филиала ООО «Компания Тензор»
Невероятно просто рассказанная трогательная и трагичная история подвига и мужества. Каждый раз зубы сами сжимаются и подступают слёзы.
Илья Колесников
начальник ОРК АО «КИП «Мастер»
В фильме так нежно и трогательно рассказывается о женщине на войне. Смотрю и представляю свою абику. Она прошла всю войну и воевала зенитчицей на «Катюше». Пошла на фронт в 1941 году добровольно, когда ей исполнилось 18 лет, и только в 1944 году ее комиссовали из-за серьезного ранения. Абика нам рассказала только одну историю из ее военной юности. Они дошли до Кракова (Польша). А там уже проглядывала мирная жизнь. Когда они прогуливались по улочкам Кракова, увидели помаду в аптеке. Скинулись и купили одну на всех. На вечернем построении все девчонки-зенитчицы были с алыми губами. Комбат сел на землю и зарыдал.
Юлия Ахметзянова
директор фонда «Солнце внутри»
Это фильм из тех, что можно пересматривать неоднократно и каждый раз находить для себя что-то новое. Потрясающая, настоящая, трагическая история о женщине на войне, разворачивающаяся на фоне вечной и мощной русской природы. В ряду важных для меня картин о войне есть фильм, о котором не могу не сказать. «Иди и смотри» Элема Климова — самое правдивое киноповествование об ужасах войны, это всегда кровь и боль. Фильм обязателен для просмотра всем, кто романтизирует войну, кто одевает своих малолетних детей в гимнастёрки и обещает повторить то, что нельзя повторять и героизировать.
Денис Нитенко
генеральный директор Делового центра «Форт Диалог»
Мне всегда очень важно, кто снимает фильм про войну. Соврать зрителю фронтовик, прошедший её, может только в случае политической цензуры. Но нерв истории, её эмоция, детали не будут фальшивыми, как не будут фальшивыми шинели-скатки, которых почти не видно в современном военном кино, ибо о них знали и помнили те, кто сам носил. Станислав Ростоцкий, режиссёр картины, был фронтовиком, дошел до Праги, но был тяжело ранен, потерял ногу и до конца жизни носил протез. Дотащила его до госпиталя фронтовая медсестра, именно ей — хрупкой девушке, режиссёр и посвятил свой фильм. Повесть Бориса Васильева в кинопрочтении прозвучала настолько мощно, что общество стало больше говорить о женщинах, прошедших войну. Я до сих пор не могу смотреть «…А зори здесь тихие» целиком, настолько цепляют меня сцены гибели главных героинь. Но тут, как с горьким лекарством — подрастающему поколению принимать обязательно. Чтобы понимали и помнили.
Наталья Рысева
главный редактор онлайн-журнала MediaGoods
Поделиться статьёй:
comments powered by HyperComments
Читайте также:
Made on
Tilda