Наталья Рысева

журналист, главный редактор интернет-журнала «MediaGoods»
9 граммов в сердце, печень и лёгкие
Гай Ричи давно сделал себе имя, сколотил состояние, получил статус крутого британца в мировом кино и ввёл моду на клетчатые бомберы. И если уж судьба соблаговолила подарить мне возможность посмотреть в кинотеатре «Иллюзиум» новое полнометражное творение бывшего клипмейкера «Гнев человеческий», то упустить её было бы глупо.
С первых минут с экрана просто брызжет тестостерон, что по нынешним временам даже как-то обескураживает, как и наличие всего одной женщины в роли второго плана, одной в третьем эшелоне персонажей и троих девушек в четвертом. По дружному мужскому похохатыванию в кинозале я поняла, что шутки про ниже пояса этой аудитории зашли, что называется.
Сразу отмечу визуал — он безупречен. Вот что-что, а стилистика кадра у Ричи всегда цепляет. Доплюсую впечатляющий монтаж и звукоряд, они делают картину объёмной, иногда превращая зрителя чуть ли не в героя компьютерной «стрелялки». А стреляют в картине много, слегка буднично и на удивление результативно. Камера схватывает такие ракурсы, что порой физически ощущаешь отдачу от тяжёлого приклада или напряжение стрелка. Иногда картинка становится интереснее сюжета, который внезапно оказывается весьма незамысловатым. Если без спойлеров, то в какой-то момент мне вспомнились сразу два кинобестселлера: «Крепкий орешек-2» (1990) и «Скала» (1996). Гай Ричи не без успеха воскрешает эту героическую стилистику, и когда зритель, наконец, понимает, какое блюдо ему подали, то либо морщится, либо одобрительно кивает: «Ай да Ричи, ай да сукин сын!» Я застряла прямо посередине.
Вернёмся к сюжету. Он поделен на главы, и название первой отчего-то сперва кажется какой-то куцей цитатой, вроде тех, которыми так любили сопровождать боевики 90-х годов, а о них я уже говорила. Итак, Джейсон Стэйтем, поверьте, имя героя в данном случае совершенно не важно, устраивается на работу в инкассаторскую фирму. Очень нордический склад характера, безэмоциональное лицо, слегка подрагивающие в особо волнительные моменты морщинки у правого глаза, роскошные кардиганы и весь лук в целом (даже в бронежилете этот парень выглядит стильно, ну как так?) — вот и весь образ. Новый сотрудник лихо отбивается (один раз просто лицом, правда-правда) от грабителей, с подозрительной частотой покушающихся на чужие денюжки. И ведь ясно, что не из любви к профессии творит героизм, не из-за жалости к коллегам, а во имя какой-то неведомой нам цели.
Цель вскоре будет неожиданно обнаружена, как и антагонисты. И вот тут не могу не отметить замечательный киношный приём, который демонстрирует хватку Гая Ричи. Британец показывает нам один и тот же эпизод с позиций трёх групп персонажей. Пазл окончательно складывается в картину личной мести, которую если и принято подавать холодной, то не в этом случае. В случае «Гнева» месть горячая, как кровь, и так же пачкает руки и стены.
Остальное можно рассказать, но нужно смотреть, потому что снято — круто (а вот круто ли рассказано?). Или не смотреть, если вам хочется сложных историй, а не цитаты из боевиков тридцатилетней давности.
Кого хочется отметить, так это Скотта Иствуда, как отсылку к героическим кинообразам отца, великолепного Клинта, и Джоша Хартнетта, который создал из ничего один из самых запоминающихся образов. Хотя признаюсь, я всё ждала, что он снимет свою личину и явит миру отчаянного головореза. Но не срослось. А было бы забавно…
Что же до Стэйтема, то он почему-то выглядит менее интересно, чем второстепенные персонажи и в какой-то момент даже теряется на фоне более колоритных героев. Хочется отодвинуть его в сторонку и потребовать от режиссёра дотянуть внезапно брошенную сюжетную линию до логического конца или убрать странные сцены, которые никак не влияют на сюжет. Но Гай не услышит. А Стэйтем спокойно существует в образе брутала и точно рассчитывает, кому и в какой орган пустить очередную пулю.
P.S.
И от меня своеобразный тест: если на последних 10 минутах у вас непроизвольно сжались кулаки или задёргалась нога, значит, ещё жива упоительная способность погружаться в кинореальность. И вот за это самое чувство Гаю Ричи от меня персональное мерси.
Поделиться статьёй:
Система комментирования SigComments
Читайте также:
Читайте также
Made on
Tilda