Интервью

Наши в деле: в Челнах создан медицинский маркетплейс

Интервью с создателем Business Hunter
Беседовала: Регина Роленс
специальный корреспондент MediaGoods
Зачем медицинскому сообществу площадка для закупок оборудования, почему Набережные Челны так комфортны для работы, и на каких принципах построен новый стартап, читайте в нашем интервью.
К своим 35-ти годам Вадим Федоров достиг многого: он совладелец стоматологической клиники Alba Avis, создатель первого медицинского маркетплейса Business Hunter, организатор Регионального общества стоматологов, объединяющего 82 клиники Татарстана, и отец четверых детей (две пары двойняшек). В Alba Avis обращаются 6 000 постоянных клиентов, клиника по итогам 2020 года вышла на 12 место в рейтинге крупнейших стоматологических клиник республики.
по мнению аналитической службы интернет-газеты «Реальное время»
Регина Роленс: Расскажите, как начинался ваш путь предпринимателя?
Вадим Федоров:

Заниматься бизнесом я начал в 2007 году, когда, я, студент медицинского университета, регистрировал первое ИП. Не могу назвать тот опыт успешным, поскольку даже сам процесс регистрации был сложным для меня. Позднее, когда стал врачом и руководителем отделения в большой и успешной сетевой стоматологической клинике, я столкнулся с тем, что моя семья росла быстрее, чем мои доходы (смеётся). Пришлось искать способы заработать, снова окунаться в предпринимательство.
Мы были первыми в России, кто официально поставлял полезные продукты через вендинговые аппараты в школы. Разрослись до 10 аппаратов, и на пике бизнеса я его продал для того, чтобы открыть собственную стоматологическую клинику. Открытие состоялось в 2014 году, через год я организовал врачебное сообщество, а ещё через два, в 2017 году, заработала первая цифровая открытая зуботехническая лаборатория.
Регина Роленс: Как родилась идея создания медицинского маркетплейса?
«Маркетплейс»
Маркетплейс — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются его оператором. (Википедия)
Вадим Федоров: Всё началось с того, что работая в стоматологической клинике, я столкнулся с проблемой закупок медицинского оборудования и оснащения. Стало очевидно, что в этой области лечебные учреждения сталкиваются с большими трудностями, на преодоление которых персонал тратит как минимум треть своего времени. Образно говоря, если зарплата старшей медсестры составляет 30 000 рублей, то 10 000 из них тратится на процесс закупок. Кроме того, нет ни одного главного врача, который не уделял бы своё внимание этому вопросу. Но время руководителя стоит дороже. Около 40 000 рублей в месяц я, как главврач, тратил на поиск нового оборудования, оптимальных цен на него, на утверждение закупок. Когда я увидел. что моя клиника несёт такие расходы, то обратился к сообществу стоматологов и выделил экспертную группу из 15 клиник Москвы, Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Елабуги. Это было как раз в начале пандемии.
Провёл опрос, есть ли у них подобные трудности с организацией закупок. Оказалось, что проблема системная, и все клиники, работая даже с проверенными поставщиками, тратят до трёх часов, на приобретение даже уже хорошо знакомого материала или оборудования.
Регина Роленс: В чем причина такой ситуации?
Вадим Федоров: Очень долгая цепочка: надо созвониться, объяснить, что ты хочешь купить, затем менеджер на той стороне должен проверить наличие этого артикула, уточнить остатки, перезвонить, получить согласие, потом снова обратиться к своей CRM-системе, выставить счёт, отправить его, затем согласовывается доставка. Это 2−3 часа как минимум.
Поэтому в нашем маркетплейсе мы создаём такую экосистему, в которой выигрывают обе стороны: продавец может сэкономить на своих менеджерах (при тех же объёмах можно увеличить свои продажи в 5−6 раз), а покупатель (стоматологическая клиника) экономит на своих трудозатратах. В России, по данным ресурса 2Гис, 27,5 тысяч частных стоматологических клиник. Если умножить на 50 000 рублей — средние затраты одной клиники на закупку, получаются шокирующие общий цифры — 200 миллионов долларов в год.
Наша цель — ускорить процесс закупок, если мы его оптимизируем хотя бы на 1/5 часть, то принесём пользы на 40 млн долларов.
Для сравнения: Российская Федерация тратит около 35 млн долларов на фонд обязательного медицинского страхования, из этого фонда оплачивается лечение всего 140-миллионного населения страны.
Регина Роленс: Проект рассчитан только на русскоговорящий рынок?
Вадим Федоров: Нет, не только! В сайт вшита возможность выбора из нескольких языков и можно работать на любом из них. Среди наших первых партнёров, а заключено уже порядка 19 контрактов, — крупные российские производители, которые занимаются экспортом в 75 стран мира. То есть рынок уже изначально международный.
Наша задача не перестраивать его, а упростить продвижение этичного бизнеса по разным странам.
Регина Роленс: На каком этапе находится проект сейчас?
Вадим Федоров: На самом ответственном. Уже изготовлен прототип самого сайта MVP (минимально жизнеспособный сайт, который может делать какую-то одну или 2−3 важных функции). Он пока лишён глубокой внутренней логистики, лишён математики, которую мы закладываем на перспективу. Но он может продавать, а это самое главное! Поэтому на следующей неделе у нас начнутся первые продажи. Они пока будут закрытыми, чтобы мы смогли протестировать все механизмы. В качестве первых 15-ти клиентов выступят клиники, которые приняли участие в нашем опросе. Также я приглашаю к сотрудничеству другие компании, желающие поучаствовать в закрытом тестировании, на этом этапе мы будем получать обратную связь по качеству покупок. Сейчас важен не объем продаж, а отзывы.
Регина Роленс: Что потом?
Вадим Федоров: На втором этапе, после того как будут внесены первые коррективы в работу сайта, будем привлекать новых продавцов — отдел продаж уже работает. Мы презентовали нашу платформу на международной выставке «Дентал-Экспо» в Москве, и из 80-ти участников, с которыми довелось лично пообщаться, 75 выразили желание размещаться на нашей площадке. И поэтому наша задача сейчас — собрать максимальное количество товаров на маркетплейсе, чтобы сделать его удобным для рынка.
В данный момент плата за размещение товаров на нашей платформе не взимается. Многие спрашивают: «А почему? В чём подвох? Где обман? На чём вы зарабатываете? (самый частый вопрос)» Отвечаем: мы создаём пользу.
Сервис «Авито» первые 3−4 года был бесплатным абсолютно для всех, и мы придерживаемся этой же стратегии: сначала создаём пользу, и только потом в высококонкурентных товарных категориях будем взимать плату за продвижение новых продуктов.
Регина Роленс: По вашим оценкам, когда должен окупиться проект?
Вадим Федоров: Окупаемость начнётся с того момента, как мы будем внедрять платные сервисы. С одной стороны, да, хочется быстрее перевести проект на коммерческие рельсы, но я также понимаю, что, преждевременно вводя монетизацию, мы начинаем сжимать этот рынок. Это в принципе противоречит нашему желанию зайти на территорию продаж всех медицинских товаров в России. Поэтому я планирую начало окупаемости (рассчитываем на двух-трёхлетний срок) проекта к концу 2021-2022 года.
Регина Роленс: Я знаю, что вы активно работаете с инвесторами. Расскажите, чем намерены их привлекать?
Вадим Федоров: Во-первых, рынок медицинских изделий и товаров за 2020 год увеличился на 30%, он показывает самые большие показатели роста. Этот сегмент самый успешный в коммерческом плане.
Во-вторых, благодаря цифровизации люди переходят в другую эпоху, когда большая часть товаров продаётся в Интернете. Тенденция хорошо видна — маркетплейсы открываются один за другим. Мы занимаем уникальную нишу, у нас нет серьёзных конкурентов, с которыми нужно было бы сражаться. Рынок сейчас, как голубой океан, относительно свободен для роста. «Авито», маркетплейсы и другие площадки не смогут размещать товары нашего сегмента до тех пор, пока не учтут некоторые моменты, которые мы уже проработали.
Поэтому для инвесторов наш стратап — это возможность приобрести в свой портфель успешного будущего «единорога».
Регина Роленс: Расскажите, как живётся IT-проектам в Челнах?
Вадим Федоров: Да замечательно! Челны — очень комфортный город для работы. Здесь не завышены цены на аренду, на сотрудников, которых мы можем привлечь по лучшим ценам, чем в столице. Сейчас IT-проекты можно запускать хоть откуда, и наша международная команда программистов не исключение. Для примера: я арендую помещение площадью 50 кв. м за деньги, которых в коворкинге «Москва-Сити» хватит на одно рабочее место. Для стартапа это то, что нужно!
Регина Роленс: В общем, всем стартаперам советуем приезжать в Челны! А какие сложности в реализации новых IT-проектов в нашем городе можете отметить?
Вадим Федоров: Сложность в малой концентрации единомышленников. Когда я запускал этот стартап, почувствовал, что длинный проект требует подпитки энергией. Когда ты один, она быстро иссякает.
Очень полезно было бы сделать площадку, где просто бок о бок люди могли работать и делиться какими-то своими маленькими победами.
Мне повезло, я нашёл офис, где сидел с айтишниками первые два-три месяца бесплатно — просто напросился в гости. Мы обменивались идеями, и мне это придало энергии.
Вот не хватает такой единой экосистемы, банального коворкинга какого-то не в IT-парке, а в черте города. Были проблемы с поиском рабочего места и адекватного окружения, где можно творить.
Регина Роленс: Вы успешный бизнесмен. Какова основная философия предпринимателя Вадима Федорова?
Вадим Федоров: Будучи ещё врачом, я понял, что ни в коем случае не нужно смотреть на кошелёк твоего клиента.
Самое главное — та польза, которую ты несёшь. Создавая план лечения или создавая бизнесы, я смотрел, какой вклад сделаю в общество, которое меня окружает, и в тех людей, которых знаю, вижу. У меня всегда была гордость за тот продукт, который я создаю.
Будь то это лечение, будь то вендинговые аппараты или текущий проект, поэтому самое главное — это быть целостным, делать проект, который синхронизируется с твоей внутренней Вселенной и создаёт какую-то пользу.
Поделиться статьёй:
Система комментирования SigComments
Читайте также:
Читайте также
Made on
Tilda