Интервью

Анастасия Хрипатова. Рисующая на воде

Что вы знаете о технике эбру?
Беседовала: Наталья Рысева
Можно ли магию воды и цвета перенести на бумагу? Можно ли кистью задать движение, создающее узор на водной глади? Всё возможно, и картина получается яркая, жизнеутверждающая, необычная. Наша собеседница, мастер эбру Анастасия Хрипатова, не только освоила древнее искусство рисования на воде, но и учит ему всех желающих.
Анастасия Хрипатова, мастер и преподаватель техники эбру:
По образованию я преподаватель изобразительного искусства, закончила художественную школу и худграф Набережночелнинского педагогического института. У меня была стабильная работа: отучившись на колориста я трудилась в автосалоне, где у меня был свой большой кабинет. Я смешивала краски, подбирала оттенки автоэмали, но всё равно не переставала искать себя в разных направлениях творчества. В 2013 году увидела на YouTube ролик: турецкий мастер эбру рисовал на воде палочкой скачала окружности, потом линии, и вдруг у него совершенно непостижимым образом получился рисунок пера! Это зрелище меня настолько впечатлило, что я тут же начала искать информацию об этой технике. Нашла, где можно купить материалы, и когда получила их, самостоятельно принялась осваивать эбру.
Конечно, гораздо проще и продуктивнее обратиться к профессиональным преподавателям, в идеале к турецким, но мне пришлось самой постигать азы ремесла. Было не просто, ведь знания нарабатываются методом проб и ошибок, исправлением недочётов. Серьёзная работа над собой (а без силы воли здесь никуда) и над освоением материалов вывела меня прочный начальный уровень владения техникой, а затем позволила двигаться дальше, приобретать необходимый опыт. В эбру важно находить баланс. Нужно знать, как правильно готовить красочный пигмент и водный раствор, чтобы он был не слишком густой, но и не слишком жидкий. И приходилось до всего доходить самой.
Я, наверное, не смогла многого добиться, если бы не мои родные, они меня поддерживают и вдохновляют! ЗА это я им безмерно благодарна! Вместе со мной радуются победам, огорчаются из-за неудач, и это даёт силы для движения вперёд. А главный мой помощник - муж. На нём решение множества вопросов: он и грузчик, и водитель, и настройщик техники. Не устаю говорить ему большое спасибо!
Как всё же важно, чтобы у каждого человека были люди, верящие в него и оказывающие поддержку!
Сама техника создания рисунка на воде и перенесения его на бумагу появилась очень давно, во втором тысячелетии до нашей эры в Китае, примерно в то же время, когда была изобретена бумага. Забавно, но в самом начале «водный» рисунок переносили на бумажные листы не столько для красоты, сколько для того, чтобы важный документ невозможно было подделать. Пользовались такой бумагой, которую называли мраморной, исключительно правители Поднебесной. По Великому шёлковому пути эта техника распространилась в разных странах, где начала развиваться по новым векторам. В основном, конечно же, бумагу марморировали — придавали ей характерный рисунок мрамора. В Германии, например, ее использовали для оформления титульных листов книг. Кстати, именно от процесса перенесения рисунка с воды на бумагу и пошло выражение «водный знак», которое употребляют сейчас в отношении важных документов и денег. Такой вот символ подлинности.
Эбру - это рисование красками на загущенной воде. Все используемые материалы натуральные, природные. Я закупаю их в Турции, где налажено производство. Пигменты получают путём растирания минералов в очень мелкую пыль. Её потом много часов замешивают с водой, добиваясь определённой консистенции, ведь пигмент не растворяется. В качестве загустителя турки используют натуральный каррагинан, получаемый из красных водорослей. Я же применяю более современный стабилизатор из целлюлозы, он проще в использовании и доступнее.
В эбру мне интересен процесс, когда из множества отдельных элементов, кружочков разного диаметра, создаётся узнаваемый образ. Одна из участниц моего мастер-класса как то сравнила эбру с шахматной игрой: ты должен рассчитать, окружность какого цвета и диаметра нужно поместить в конкретном месте рисунка, чтобы задуманная картинка получилась.
Нужна сноровка, нужен внутренний баланс, понимание материала. Идеальный результат достигается путём многократного повторения, и в этом есть своя философия, которая мне близка.
Ученикам, особенно детям, нравится процесс переноса рисунка на поверхность бумаги, в этот момент они не могут предугадать, как сыграет цвет, как ляжет линия. Такую картину можно поместить в раму и повесить на стену — запечатлеть результаты своей работы.
На мастер-классы чаще всего приходят дети. С малышами сложновато, они быстро устают, теряют концентрацию и интерес, им нужны простые задания, а вот с ребятами в возрасте от 6−7 лет можно уже полноценно рисовать. Дети открыты всему новому, а вот взрослые чаще наблюдают за процессом со стороны, и лишь потом могут спросить: «А можно мне тоже попробовать?» У эбру нет возрастных ограничений ни для мам, ни для пап, ни для бабушек с дедушками. Научиться можно, даже не обладая художественными навыками, хотя они, конечно помогают. Иногда талант к рисованию именно через эбру и открывается.
Чтобы рисовать нужно рисовать, рисовать и рисовать. Я могу помочь, направить, рассказать о материалах, а дальше уже можно развиваться самостоятельно. И когда мои ученики хотят большего, я учусь параллельно с ними.
Если вы творческий человек, и у вас кризис, ступор какой-то, эбру поможет переключиться. Это, знаете, как будто другое полушарие начинает работать. Включается иная логика построения изображения, на вещи смотришь по-другому.
Вообще каждый момент, каждый этап работы в эбру уникален. Долгая подготовка и кропотливое нанесение рисунка на воду, аккуратное прикладывание бумаги - все затраченные усилия и время стоят результата!
Была бы такая возможность, я бы эбру включила в программу обучения художественных школ. Любо предложила работодателям использовать эту технику в качестве релакса для сотрудников. В процессе рисования полностью отключаешься от всего и начинаешь почти медитировать.
В Турции, которая считается родиной именно эбру, эта техника тесно связана с религией и культурой, а потому в 2017 году по решению ЮНЕСКО признана нематериальным наследием этой страны. Для эбру характерны изображения цветов, и в каждом цветке заложена своя философия. Турецкие мастера добиваются невероятных успехов в этой технике, хотя могут рисовать только неодушевлённые предметы, изображения животных и людей у них запрещены.
Рисование на воде это не только философия, но и психология. Ты копаешься в себе, находишь свои слабые или сильные стороны. Эбру достаёт изнутри неожиданные ощущения, раскрывает тебя. Если кто-то не готов к принятию своих неудач, к оценке своей работы, реакция его будет очень бурной. В такие моменты я говорю ученику: «Ты делаешь это впервые, будь спокойнее, хвали себя за успехи, а не ищи в себе недостатки». И если я вижу, что человек поставил между собой и водой барьер, я должна ему помочь сломать эту преграду.
Я провожу как разовые мастер-классы, так и курсовое обучение. У любого есть возможность прийти на пробное занятие и сделать выводы, нужно ему это или нет.
Сначала я знакомлю с материалами и инструментами, а это шило и кисть, с техникой рисования. С помощью кисти создаём фон — баттал, а дальше уже работаем с шилом. Пробуем, экспериментируем, рисуем самые простые картинки.
Если ученик берёт курс из 8 занятий, то мы постепенно идём от простого к сложному, и с каждой готовой работой видно, как растёт уровень. Это просматривается и в подборе цветов, и в том самом балансе, и в движениях. Итог обучения — выставка. Но совершенствоваться можно бесконечно.
Я активно веду популяризацию эбру. Чем больше людей узнают об этой технике, тем лучше.
Ещё в 2014 году я осваивала шоу-направление, но когда ко мне стали подходить люди и спрашивать, где можно попробовать рисовать в технике эбру, стало понятно, что ивент-индустрия и организация обучения могу идти рука об руку, они взаимосвязаны.
Выступаю с эбру-шоу я на разных мероприятиях. Конечно, я не на таком высоком уровне, чтобы меня включали в программу каких-то знаковых и крупных событий, но приглашения есть, и они для меня очень важны. Я выступаю как на частных вечерах, так и на городских праздниках.
В 2017 году я представляла Татарстан на экономическом форуме в Сочи. Была организована велком-зона, где я демонстрировала технику эбру, и нас даже в своём сюжете отметил Первый канал. Это были мои 10 секунд всероссийской славы (смеётся).
В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева с моим участием в этом году прошёл вечер цикла «Воздушная музыка». Здесь соединяются классическая музыка, художественное слов и эбру. Я очень рада этому сотрудничеству и хочу чтобы этот проект жил, ведь мы планируем рассказать со сцены и «Маленького принца» и сказки Тукая. В подготовку к каждому концерту я погружаюсь с головой, продумываю каждый орнамент, каждое движение. Расставляю смысловые точки, если в этот момент герой что-то говорит или происходит какое-то действие, иллюстрирую их. Безусловно, это занимает много времени, но когда я нахожусь на сцене и понимаю, что могу заворожить зрителя превращением цветка в лебедя, корабля в замок, а замка в торт, могу подарить им яркие впечатления своим искусством, то это дорогого стоит!
Мне нравится эта тенденция некой душевности, камерности в отношениях со зрителями. Даже бизнес сейчас востребован более человечный что ли, тёплый. Когда ты любишь своё дело, когда в него погружаешься, оно находит отклик у людей. Я не планирую останавливаться на достигнутом. Эбру даёт массу возможностей для развития, например, делать оригами из окрашенной бумаги, изготавливать платки, да много чего. Хочу продолжать концертную деятельность, организовать онлайн-курсы. Сотворить симбиоз бизнеса и творчества, наконец. А очередной этап развития, освоение нового - это всегда через душу и сердце. Если есть желание, то всё получится обязательно!
Поделиться статьёй:
Система комментирования SigComments
Читайте также:
Читайте также
Made on
Tilda