Интервью

RENAT SAFAROV. Сохраняя наследие

История челнинского дизайнера о том, как он учит понимать язык символов и готовить национальные блюда
Беседовала: Дамира Камалденова
Красочные, насыщенные, эстетичные… Это всё про национальные узоры. Орнамент, знаете ли, это не просто красивые «загагулины», как может показаться. Орнамент умеет разговаривать. Да-да, он интересный рассказчик. Открывает историю своего края и времени: когда родился, говорит о своём народе и событиях, которые пережил вместе с ним. Просто смысл этот надо уловить. Челнинец Ренат Сафаров взялся не только сам изучить тонкости татарского орнамента, но и поделиться глубоким смыслом символов в своей книге. В 2015 году графический дизайнер и иллюстратор, вдохновившись русскими дизайнерами, решил возродить культуру национального орнамента и создал проект TATAR ORNAMENT. Он снискал популярность и поддержку творческой молодёжи. Как автору это удалось, и что он нашёл в «Адской кухне»?
Рассказывает Ренат Сафаров, автор книги «Татарский орнамент глазами дизайнера»:


Я всегда рисовал. С детства так отдыхал — с карандашом и блокнотном. Все тетради и дневники были разрисованы персонажами Mortal Combat и различными мультяшками.
Я никогда не считал себя специалистом в этой области. Делал то, что мне нравится. Как оказалось, это нравится и людям тоже. И уж точно не считаю себя писателем.
Когда мама обнаружила мои блокноты, то тут же мы отправились в художественную школу. Пробыл я там недолго. Мне всегда была чужда стандартизация, а в «художке» учат именно в таком ключе.
Книга «Татарский орнамент глазами дизайнера» появилась как результат постоянного рисования. Я хотел привнести что-то новое, нестандартное. Вот и собрал воедино татарские мотивы (орнаменты), слегка изменил их и показал, что из всего этого может получиться. Во втором издании я описал значимость символизма не только среди татар, но и в культуре других народов.
Я никогда не считал себя россиянином. Я вообще не понимаю этого понятия. Если Россия многонациональная страна, то почему мы все называемся одинаково? Например, коренные жители Болгарии не любят, когда их называют европейцами, они с гордостью называют себя болгарами — великими сынами хана Кубрата.
Я татарин. И я горжусь своей историей и культурой. И тема развития моего народа мне очень близка.
Понимая, каким великим народом мы являемся, я осознаю, насколько ценны знания о наших предках и их культуре. Знание традиций и уважение к ним есть результат развития этого народа и, как следствие, даёт толчок к развитию всей страны. Другими словами, если проводить аналогию с войной, то сильный солдат — это сильное войско. Понимаете?
Поскольку умею рисовать, я выбрал для себя развивать это направление, орнамент будет актуален всегда, что связано опять-таки с символизмом. Эти изображения прошли столетия и несут в себе определенные значения и энергию. Ну и, конечно же, орнамент очень красив. Например, вы не встретите ни одного всемирно известного дизайнера одежды, который хоть раз не использовал бы в своей коллекции орнамент. Орнамент — это классика. Этника всегда таит в себе смысл и даже через сотню лет она останется в тренде. Вот увидите.
Один из архитектурных трендов в наши дни — это минимализм, тем не менее и в рамках этого стиля орнамент может использоваться в качестве акцентуации на деталях. Например, в дизайне внутренней отделки помещения или в виде раппорта (повторяющийся элемент орнамента) во внешней части здания. Ну и, конечно, мы видим большое количество орнаментальной росписи и мозаики в отделке задний и интерьеров мечетей.
Многие непросветленные умы считают, что орнамент — это пережиток прошлого. Но взгляните вокруг себя — орнамент повсюду. Вы просто не видите и, более того, даже не понимаете его значения.
В своё время, когда проходил фестиваль стрит-арта в Казани, на торцах зданий художники рисовали различные концептуальные изображения. В тот момент я подумал, что неплохо было бы разрисовать здания в орнаментальном стиле. Разрисовывать здания — это определенно челнинская тема (смеется).
Еще будучи в Болгарии, мы посетили древнюю гробницу одного из сыновей хана Кубрата. И что мы там увидели? Орнаменты татарского народа. Серьезно.
Я спросил у экскурсовода, что означают увиденные нами изображения, но она ответила, что их народ утратил эти сакральные знания. И я ей рассказал о значении и последовательности элементов орнамента. Признаться честно, она была шокирована такими познаниями.
Если совсем коротко, то татарский орнамент делится на цветочный, геометрический и зооморфный. И несмотря на популярность и многогранность цветочного орнамента, появился он позже остальных. Геометрический орнамент не настолько универсален, ибо сводится к геометрическим фигурам, линиям, зигзагам и т. д. Зооморфный орнамент потерял свою популярность после принятия ислама. Самое удивительное, что большинство татар даже не знают того факта, что раньше мы были язычниками. И самым почитаемым богом наших предков был Тенгри (бог неба). И все эти орнаменты, что вы можете увидеть в книге, пришли к нам из того времени — времени, когда мы были язычниками.
Цветочный орнамент универсален и многогранен. Более того, он красив. Каждый цветок имеет свою мифологию. Не стоит забывать и о том, что цветущие растения обладают целительными свойствами. Именно практический аспект применения трав и цветов стал причиной популярности флоральных мотивов. Мое желание популяризировать национальный орнамент не ограничивается только написанием книги. Я придумал проект, который изначально назывался «Мирасыбызны саклап» («Сохраняя наследие»). Затем он приобрёл простое и лаконичное название TATARORNAMENT.
Мы разрабатывали дизайн разных изделий с элементами нашего орнамента. Это чехлы для телефонов, носки, раскраски, блокноты, наклейки, кружки, постеры и др. С нами сотрудничали более 20-ти магазинов Казани.
Был забавный случай. Мне написали из Франции, хотели, чтобы моя продукция продавалась в этой стране. Стало интересно: обратившийся ко мне француз удивил, потому что считал, что наша продукция будет востребована в Париже. Он сказал: «Приезжай и продавай».
Но в какой-то момент я устал от проекта и закрыл его. Сейчас работаю под своим собственным брендом RENAT SAFAROV, который продолжает продавать продукцию и книгу «Татарский орнамент глазами дизайнера», которая опубликована на платформе «Литресс».
В этом году я планирую вывести продукцию на всероссийские маркетплейсы. Из всех проектов, созданных мной, как оказалось, самым правильным был RENAT SAFAROV. Мое имя знакомо многим не только в Татарстане, но и за его пределами, однако мало кто видел меня в лицо. Мною созданный орнамент упоминается на факультете дизайна в КФУ. И это очень приятно. Главный мой соратник в писательском труде, да и в другой работе — мама. Именно ей я посвятил свою книгу. Она всегда меня поддерживала.
В школьном возрасте я состоял в банде 48-го комплекса. Ну как состоял, просто приносил по 50 рублей каждую неделю в «общак», охранял машины на стоянки по ночам.
Однажды сходил на «стрелку», выкрутил ножку из табуретки и взял с собой для храбрости. Мама заметила и поняла, что до добра это не доведет. Перевела меня в частную школу. Я всем обязан своей маме.
Благодаря её поддержке и помощи я попал в кулинарный колледж. Я, можно сказать, и «дизайнер» еды. Стал дипломированным шеф-поваром, с тех пор занимаюсь развитием современной татарской кулинарии. Но почему? Я знаю итальянскую, средиземноморскую и русскую кухни, но развивать хочу именно свою культуру.
И уже в 19 лет я был шеф-поваром футбольного клуба «КАМАЗ». Работал в ресторанах Москвы, Казани. Был даже участником программы «Адская кухня» на телеканале «Пятница», но вылетел в третьей серии. Я понимаю, что это шоу, в котором ты должен быть интересен не только с точки зрения готовки и сервировки. После этого работал шефом в Казани, а затем меня пригласили в Болгарию. Там я учил поваров готовить блюда татарской кухни.
В общем, как ни крути, национальные мотивы везде со мной. Это моя любимая история.
Фото: pinterest.ru, vk.com, art-partal.ru, pixabay.com, личный аккаунт @renatsafarov
Поделиться статьёй:
comments powered by HyperComments
Читайте также:
Читайте также
Made on
Tilda