Интервью

«Типичный общепит»: помогать и не стоять на месте

Рассказываем об известном челнинском паблике

Текст: Наталья Рысева
Паблик «Типичный общепит Набережные Челны» существует уже несколько лет. Сюда стекается информация, здесь обсуждают проблемы и нововведения, ищут работников и работодателей, дают рекламу. И именно «ТО» обладает, пожалуй, самыми актуальными сведениями о том, как на самом деле живёт сфера общественного питания Набережных Челнов в это непростое время.
Мы побеседовали с руководителем паблика Валерией Вязовой о том, для чего создавался «Типичный общепит», как он развивался, как пережил карантин и узнали её мнение по поводу сегодняшнего состояния сферы общественного питания в Набережных Челнах.
Валерия Вязова:
Наш паблик появился на рубеже 2013-2014 годов, и главной его задачей было создать уникальное сообщество с отзывами посетителей, обеспечивающее обратную связь для руководителей заведений по качеству блюд и уровню сервиса. Хотелось, чтобы на новой площадке высказывались не только гости, но и персонал мог обсуждать насущные проблемы, чтобы организовался такой тематический междусобойчик. «Типичный общепит» уже существовал в России, и эта сеть разрасталась, но на тот момент ни в городе, ни в Татарстане подобных проектов не было, а вот после нас, кстати, начали появляться паблики со схожей тематикой. Мы быстро набрали популярность, за короткий срок нашими подписчиками стали, наверное, практически все владельцы и работники заведений, функционировавших на тот момент в Набережных Челнах.
Почти сразу и в большом количестве посыпались отзывы посетителей, и поначалу это очень радовало. Но через какое-то время мы стали сталкиваться с заказными комментариями, старались, конечно, проверять информацию, но это не всегда было возможно. Конкуренты «капали» друг на друга, кто-то возможно, приплачивал людям за положительные отзывы. Если мы публиковали негативные комментарии о работе некоторых заведений, то их владельцы начинали угрожать судами и прокуратурой, и нам приходилось отбиваться. И не смотря на то, что-то и дело «Типичный общепит» обвиняли в продажности, мы проработали согласно изначальной концепции достаточно долго. Это была популярность, смешанная с грязью, и в какой-то момент я поняла, что устала от постоянного негатива и больше не могу работать в таком ключе, да и выросли мы морально к тому времени из куцых штанишек паблика-отзовика.
У «ТО» была большая аудитория, которая знала, любила его и читала, и мы плавно перешли в рекламно-информационный формат, стали работать в качестве агентства по поиску персонала для общепита, но остались всё тем же междусобойчиком. Вот уже два года мы подбираем сотрудников для кафе и ресторанов, плотно сотрудничаем и дружим со многими заведениями города. Ни с кем не враждуем, администрация нашего паблика не прячется за подставными лицами и всегда открыта к диалогу. Нас знают, к нам обращаются за помощью, и это самое ценное наше достижение.
Во время самоизоляции, когда казалось, что жизнь остановилась, «Типичный общепит» как мог поддерживал заведения, мы не теряли связи ни с кем и для себя решили, что наша задача в этих непростых условиях — помогать и персоналу общепита, и владельцам. Что мы делали? Огромные скидки на рекламу в паблике. Давали бонусы, рассрочки. Отслеживали все последние новости и законодательные решения, касающиеся отрасли общественного питания, держали своих подписчиков и партнёров в курсе происходящего. Мне часто звонили в то время и спрашивали: «Ну что там слышно?», интересовались, как можно получить полагающиеся выплаты. Через «ТО» людям проще коммуницировать, да и следить за сообщениями в СМИ не всякий имеет возможность и время, а полученной от нас информации доверяют.
Ну и, конечно, во время карантина и мысли не возникло выложить в паблике негативный пост, понятно же, что людям в сегменте общепита и без того плохо.
Мы старались делать всё, чтобы им было проще пережить трудное время, хотя и «ТО» было тогда очень непросто. Я организовала закрытый чат владельцев точек общепита Набережных Челнов для обсуждения вопросов антикризисной поддержки, он, кстати, доступен и сейчас. Для вступления нужно написать мне в Директ. Как показало время, партнёры и подписчики наши действия оценили по достоинству, от них поступало и поступает множество благодарностей.
Во время самоизоляции я вплотную засела за прокачку страницы «ТО» в Инстаграме, раньше до этого просто не доходили руки. Мы больше работали с группой в «ВКонтакте», там у нас 14 500 подписчиков, с которыми мы активно общаемся. А тут, как говорится, несчастье (коронавирус) помогло — дало мощный толчок к действию. Буквально за полтора месяца удалось нарастить большое количество подписчиков инстастраницы, и все они пришли абсолютно честным путём, без накруток. Это живые люди, которые дают отличную обратную связь. Потихонечку Инстаграм раскачали, и я считаю, что у «ТО» началась некая новая ступень развития.
Если опираться на те данные, что есть у «ТО» на данный момент, то можно определённо сказать, с какими итогами отрасль встречает осень. Конечно же, это большие финансовые потери. Есть бизнесмены, которые, как я знаю, влезли в миллионные долги, чтобы заплатить аренду и зарплату.
Но самая большая боль общепита сейчас, на мой взгляд, - это нехватка персонала.
Это и до коронакризиса было проблемой, но в этот период ситуация просто плачевная. Кто-то уволил сотрудников, из очень достойных заведений, которые были закрыты, люди ушли работать в доставку, потому что именно она еще как-то держалась на плаву во время карантина. Знаю, что многие уехали на юга на заработки, кто-то вернулся на завод, народ пошёл работать по профессии. Словом, в один момент огромное количество людей просто-напросто ушли из общепита. Сегодня мы активно работаем с соискателями и стараемся привлекать новых работников в эту сферу.
Очень непросто набирать обороты после того, как несколько месяцев заведение не работало. Посещаемость невысокая, несмотря на выплаты от государства, трудно сохранять уровень зарплат и платить аренду. Есть те, кто пересмотрел приоритеты и ушел из общепита. Но! Из наших партнёров открылись практически все. Более-менее во время карантина себя чувствовали компании по доставке еды, но не все, а те, у кого уже было «наработанное» имя. Попытки организовать доставку у заведений, которые до этого подобным не занимались, успехом почти не увенчались. Можно сказать, что выстояли те, кто имел свою базу клиентов, оптимизировали меню и сумел удержать персонал.
По моим наблюдениям за нашими постоянными партнёрами, дела быстрее налаживаются у тех, кто экспериментирует, придумывает новые ходы. В R&S Кухнякафе, например, во время самоизоляции запустили антикризисное меню по очень низким ценам, сделали ставку не на сумму в чеке, а на количество заказов. И люди предложение оценили, ещё бы — вкусно и недорого. Ресто-клуб «Барин», открывшийся после самоизоляции, сделал ставку на классные интересные модные вечеринки, приглашая на них диджеев, делающих нестандартную танцевальную музыку, и это востребовано, это здорово «качает»! Нестандартное решение принял руководитель «Кинзы», пригласив на должность официантов на очень хорошие условия людей в возрасте от 35 до 45 лет, без опыта работы, но приятной внешности и с грамотной речью. В Америке, Европе, да даже в Москве — это абсолютная норма, там работают 50−55-летние официанты, получающие отличные зарплаты, они узнаваемы и это считается крутой «фишкой» заведения. В Челнах такое не принято, у нас вообще официантом работать не престижно, и трудятся в этом качестве 18−20 летние.
Мне кажется, что любые новаторские подходы сейчас будут лучше работать, чем заезженная концепция общепита.
Нужно ломать цены, менять меню, подстраиваться под гостя, уводить его из соседнего заведения к себе, проявить максимальную лояльность, при этом не снижать свой уровень. Нужно, наконец, менять подход к к зарплате персонала, к его обучению и мотивации.
«Типичный общепит» сотрудничает с заведениями всех типов и направлений, мы работаем и с крупными федеральными сетями, и с маленькими кофейнями. Есть партнёры, которые с нами идут рука об руку уже 6−7 лет, и это внушает гордость. Но хочется развиваться, становиться интереснее, поддерживать тот уровень доверия, который установился с руководителями заведений. Мы, например, уже дважды организовывали конкурс «Мисс общепит Набережные Челны», один из которых провели в очном формате. Мероприятие получилось очень яркое и весёлое. Мы стараемся разнообразить и наполнить интересным контентом и наши интернет-площадки. Соцсети — это такая площадка, где постоянно нужно учиться, трудиться и самосовершенствоваться. Как я буду всё успевать — не знаю. Помимо того, что я работаю с площадкой «ТО», я ещё и SMM-менеджер, занимающийся продвижением бизнесов в соцсетях, и молодая мама. Такой бешеный ритм уже стал образом жизни, успевать сложно, но мне помогает грамотный тайм менеджмент. Но на самом деле я иногда ничего не успеваю (смеется).
Валерия Вязова в жюри конкурса «Мисс общепит»
Чтобы стать первым нужен свой индивидуальный стиль, и я считаю, что у нашей площадки он есть. Это может нравится или нет, но мы такие одни в Татарстане, совершенно точно паблик № 1 с такой концепцией. И за это нас любят, мы получаем подтверждение этому от подписчиков каждый день. Когда владельцы заведений говорят: «Вы в очередной раз нас выручили!», я понимаю, что не зря с 2013 года болела душой за паблик. Я взрастила это детище, как говорят, «из корня», хотя у его истоков изначально стояла не одна, но выдержала все неурядицы и проблемы в конечном итоге в одиночку. И главную миссию «Типичного общепита» я вижу в том, чтобы приносить пользу!
Фото: личный архив Валерии Вязовой, pressablecdn.com, vk.com/t.o_chelny, flashnord.com, freepik.com
Поделиться статьёй:
Система комментирования SigComments
Читайте также:
Читайте также
Made on
Tilda